Леся Украинка
(Косач Лариса Петровна)
(1871-1913)
 

Леся Украинка. Байковое кладбище

Украинка Леся (настоящее имя и фамилия Лариса Петровна Косач) – писательница.
Родилась 25 февраля 1871 года в городе Новоград-Волынский Житомирской области в дворянской семье. Дочь писательницы О. Пчилки. Печаталась с 1884 года. С детства болевшая костным туберкулёзом, Леся Украинка была вынуждена многие годы жить на юге (в Крыму, Грузии, Италии, Египте). Образование (преимущественно историко-филологическое) получила дома. В юные годы овладела многими иностранными языками. В поэзии и драматургии Леся Украинка продолжала и развивала традиции Т.Г. Шевченко. Книги её стихов "На крыльях песен" (1893), "Думы и мечты" (1899) и "Отзвуки" (1902) были изданы во Львове. Поэзия Леси Украинки отличается богатством исторических и современных мотивов, тонкостью и глубиной чувства, разнообразием строфики, ритмики, поэтических форм и образов.
Драмы и драматические поэмы Леся Украинка написаны преимущественно на исторические и мифологические сюжеты (Древняя Греция, Рим, Египет, Иудея, западноевропейское средневековье). Однако, сохраняя верность историческим чертам и приметам, Леся Украинка выражает идеи и настроения, актуальные для 20 века. Драматическая поэма "Одержимая" (1901) направлена не только против идеи христианского смирения, но и против толстовского непротивления злу. Драматическая поэма "В катакомбах" (1905) разоблачает идеологию добровольного рабства в ранних христианских общинах Рима; герой этой поэмы — раб, борющийся за свободу, вызывает в воображении не только мифологический образ тираноборца, но и образ Прометея новой эпохи. Столь же многозначительна символика драматических поэм "Вавилонский полон" (1903) и "На руинах" (1904). С идеями Революции 1905-1907 гг. перекликаются аллегории "фантастической драмы" "Осенняя сказка" (1905, опубликована 1928), написанной в разгар революционных событий. Образ Иуды в драматическом этюде "На поле крови" (1909) полемически направлен против попыток реакционных писателей и публицистов оправдать философию предательства. В наиболее национальной по форме драме-феерии "Лесная песня" (1912, пост. 1918) собственнической морали противопоставлены любовь и поэзия, творческое горение и простые, здоровые человеческие радости. По мотивам "Лесной песни" написан балет (музыка М.А. Скорульского), опера (музыка В.Д. Кирейко), поставлен фильм (1961). Лесе Украинке принадлежат также драмы "Кассандра" (1908), "Каменный властелин" (1912) и др. Драматургия Леси Украинки обогатила украинскую литературу новыми темами и образами и подняла украинскую драму до уровня передовых достижений мировой драматургии.
Как литературный критик Леся Украинка опубликовала статьи "Новейшая общественная драма" (1901), "Утопия в беллетристике" (1906), "Малорусские писатели на Буковине" (1900) и др. отмечены вниманием к проблеме творческого метода, в котором объединились бы возможности реализма и романтизма. Леся Украинка переводила произведения Гомера, В. Гюго, Дж. Байрона, Ф. Шиллера, А. Мицкевича и многих других поэтов; лучший её перевод — "Книга песен" Г. Гейне (1892). Произведения Леси Украинки переведены на многие иностранные языки. Музеи Леси Украинки созданы в Киеве, в селе Колодяжном Ковельского района Волынской области, в городе Сурами (Грузия), где Леся Украинка скончалась 1 августа 1913 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище. Рядом с ней похоронены её брат Михаил Косач, отец Пётр Косач и мать Олена Пчилка.
Имя писательницы носит русский театр в Киеве. Её именем в Киеве назван бульвар.

Сайт создан в системе uCoz