Прошенков Николай Иванович
(1918-1963)
 

Прошенков Николай Иванович. Байковое кладбище

Герой Советского Союза. Командир эскадрильи 69-го гвардейского истребительного авиационного полка 23-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии майор.
Родился 7 января 1918 года в деревне Путятино, ныне Вязниковского района Владимирской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Отец его был участником Гражданской войны, потерял ногу, часто болел. Основная мужская работа легла на плечи Николая. В 1925 году пошёл в 1-й класс в деревне Харино, учился прилежно. В 1932 году окончил 7 классов, следующие 2 года учился в ФЗУ и работал на фабрике в Вязниках. Был помощником мастера на ткацкой фабрике "Свободный пролетарий". Одновременно занимался в аэроклубе. В 1938 году поступил на военную службу. В 1939 году окончил Чкаловское авиационное училище лётчиков.
С 13 августа 1941 года младший лейтенант Н.И. Прошенков на фронтах Великой Отечественной войны. По декабрь 1941 года сражался в составе 13-го истребительного авиационного полка, летал на И-153 и Як-1; с марта по июнь 1941 года – в 774-м истребительном авиационном полку, где летал на Як-1; по осень 1944 года – в 21-м гвардейском истребительном авиационном полку, на Як-1 и "Аэрокобре"; по май 1945 года – в 69-м гвардейском истребительном авиационном полку, на "Аэрокобре".
За годы войны сражался на Северо-Западном (с 13.08.1941 по 1.09.1941), Южном (с 1.09.1941 по 15.12.1941), снова Северо-Западном (с 15.12.1941 по 18.05.1943), Степном (с 10.08.1943 по 20.10.1943), 2-м Украинском (с 20.10.1943 по 6.07.1944), 1-м Украинском (с 8.07.1944 по май 1945) фронтах.
Дважды он был ранен: 25.04.1942 года – осколочное ранение в надбровную область; 19.07.1942 года – осколочное ранение правой лопаточной области.
В августе 1941 года Н.И. Прошенков открывает боевой счёт. В неравном бою с 4 вражескими самолётами он сбивает один Ме-109. Оставшиеся 3 немецких истребителя пытались атаковать самолёт Н.И. Прошенкова, но советский лётчик сам атаковал фашистов и обратил их в бегство.
От Москвы до Берлина пролёг боевой путь лётчика-истребителя Н.И. Прошенкова. Около 400 боевых вылетов, десятки боёв, таких, как, например, 3 февраля 1944 года. В тот день 5 советских лётчиков, среди которых был Н.И. Прошенков, приняли бой с 50 самолётами противника и победили: 6 вражеских машин было сбито (3 из них – лично Прошенков), остальные спаслись бегством.
14 апреля 1942 года группа в составе 4 самолётов Як-1 под командованием Н.И. Прошенкова вылетала на прикрытие наземных войск в районе Старая Русса. В это время 10-я немецкая армия была окружена нашими войсками в районе Демянска. Немецкое командование старалось всеми силами вывести свои войска из окружения, бросая на поддержку наземных войск всё новые и новые эскадры бомбардировочной и истребительной авиации. Группы немецких истребителей постоянно патрулировали над линией фронта, немецкие бомбардировщики бомбили боевые порядки наших войск. Н.И. Прошенков, зная тактику противника, приступил к выполнению поставленной задачи, преследуя цель встретить вражеских бомбардировщиков на подходах к линии фронта. Через несколько минут он заметил в воздухе группу до 15 Ju-87 идущих к линии фронта без прикрытия истребителей. Н.И. Прошенков своей группой в составе 4 Як-1 смело и решительно атаковал вражеских бомбардировщиков. В результате дерзких и решительных атак были сбиты 4 Ju-87, из которых одного сбил лично сам Прошенков. Остальные самолёты противника, сбросив свой бомбовый груз на свои же войска, позорно покинули поле боя, а Н.И. Прошенков в составе своей группы без потерь возвратился на свой аэродром.
В марте 1943 года в Красноярск на Енисее был отведён для переформирования 21-й гвардейский истребительный авиационный полк. Здесь часть получила новые самолёты – Р-39 "Аэрокобра". Первоначально новая неизученная техника создавала проблемы – в Красноярске потерпели крушение 2 самолёта. Но Красноярская учёба пошла впрок, и в октябре полк выступил на фронт.
3 февраля 1944 года группа в составе 5 самолётов "Аэрокобра" под командованием Н.И. Прошенкова прикрывала наземные войска в районе Шпола. На высоте 2500 метров Н.И. Прошенков заметил группу пикировщиков Ju-87 до 15 самолётов, а с интервалом до 15 км подходила и вторая группа немецких бомбардировщиков. Н.И. Прошенков, имея преимущество в высоте, приказал одной паре находиться на той же высоте, а сам в составе 3 самолётов решительно атаковал самолёты противника и с первой же атаки сбил лично одного "Юнкерса". Выйдя из атаки, снова атаковал Ju-87 и в результате атаки сбил второго вражеского бомбардировщика. Видя, что "Юнкерсы" идут без прикрытия истребителей, Н.И. Прошенков приказал верхней паре вступить в бой с бомбардировщиками. В результате смелых и дерзких атак истребителей группы под командованием Н.И. Прошенкова, немецкие бомбардировщики не выполнили свою задачу, в беспорядке ушли на свою территорию, потеряв при этом 5 самолётов. После этого Н.И. Прошенков заметил ещё одну группу Ju-87 до 18 самолётов и вступил с ними в бой. С первой же атаки сбил ещё одного "Юнкерса" и умело командуя своей группой, разогнал немецких бомбардировщиков. Так 5 наших лётчиков под командованием Н.И. Прошенкова сорвали массированный налёт немецких бомбардировщиков на наши боевые порядки наземных войск, сбив при этом 6 самолётов противника типа Ju-87, из которых 3 лично сбил сам Н.И. Прошенков.
24 марта 1944 года Н.И. Прошенков парой прикрывал наземные войска в районе Первомайска. Вскоре заметил группу бомбардировщиков противника до 30 Ju-87. Не считаясь с превосходящими силами противника, решительно атаковал вражеские самолёты, в результате чего со своим ведомым сбили по одному "Юнкерсу". Окончив время патрулирования над целью, при возвращении на свой аэродром Н.И. Прошенков получил приказание со станции наведения возвратиться обратно в тот же район, так как к цели подходила вторая группа Ju-87 до 35 самолётов под прикрытием 8 Mе-109. Н.И. Прошенков решительно атаковал и эту группу самолётов противника, в результате атаки лично сбил один Ju-87, а подоспевшей восьмёркой наших истребителей группа бомбардировщиков была разогнана, не выполнив задание. Благодаря отличной осмотрительности Н.И. Прошенков вскоре заметил и третью группу Ju-87 до 6 самолётов под прикрытием 2 Ме-109. Не имея боеприпасов, Н.И. Прошенков своими дерзкими атаками обманул противника, разогнал и эту группу самолётов, не дав им бомбить наши боевые порядки наступающих наземных войск. В этом тяжёлом бою с превосходящими силами противника в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии противника, Н.И. Прошенков в течение 40 минут парой отражал налёт 3-х групп немецких бомбардировщиков и лично сбил 2 Ju-87.
28 апреля 1944 года группа в составе 6 самолётов "Аэрокобра" под командованием Н.И. Прошенкова сопровождала 16 штурмовиков Ил-2 в район Яссы. После отличного выполнения боевой задачи штурмовиками, Н.И. Прошенков заметил в воздухе 2 группа Ju-87 до 40 самолётов под прикрытием 8 Ме-109, которые пытались бомбить боевые порядки наших наземных войск. Приказав по радио четвёрке самолётов связать боем истребителей противника, сам совместно со штурмовиками решительно атаковал немецких бомбардировщиков. В этом сложном бою комбинированной группы наших самолётов Н.И. Прошенков проявил исключительное мастерство и умение в управлении боем. В результате обе группы "Юнкерсов" были разогнаны, сбито при этом 8 Ju-87 из них 3 – сбили штурмовики и 1 – лично сбил сам Н.И. Прошенков.
В июне 1944 года молодёжь Красноярского края собрала для фронта 2 миллиона рублей. На эти деньги была куплена эскадрилья "Аэрокобр", названная "Красноярский комсомолец". Самолёты передали пилотам 21-го гвардейского истребительного авиационного полка.
Во время уничтожения Корсунь-Шевченковской группировки немцев лётчики полка сбили 19 самолётов противника, потеряв 2 своих. В Уманской операции сбили 41, потеряли ещё 2. В Ясско-Кишинёвской – 8 и 3 соответственно.
4 августа 1944 года группа в составе 6 самолётов "Аэрокобра" под командованием Н.И. Прошенкова прикрывала переправу через реку Висла. Со станции наведения Н.И. Прошенков был предупреждён о подходе группы самолётов противника к цели, которые из-за облачности пытались бомбить переправу. Обнаружив 10 FW-190, Н.И. Прошенков приказал по радио паре набрать высоту и прикрыть атаку, а сам четвёркой атаковал самолёты противника. В результате атаки сбил лично один FW-190, а второго сбил ведущий второй пары. Остальные самолёты противника, сбросив бомбы вне цели, ушли на свою территорию. За умелую организацию этого боя и решительные атаки, лётчикам группы Н.И. Прошенкова была объявлена благодарность командиром 7-го истребительного авиационного корпуса.
4 апреля 1945 года группа в составе 4 самолётов "Аэрокобра" под командованием гвардии майора Н.И. Прошенкова сопровождала 8 бомбардировщиков Пе-2 в район Герлиц. В районе цели было замечено 8 FW-190, которые питались атаковать наших бомбардировщиков. Отсекая наглые атаки истребителей противника от бомбардировщиков и благодаря умелому руководству боем, было сбито 3 FW-190, из них одного "Фоккера" сбил лично сам Н.И. Прошенков. Остальные самолёты противника, испытав неприступность к бомбардировщикам Пе-2, ушли на свою территорию. Наши бомбардировщики, отлично выполнив задание, без потерь возвратились на свой аэродром. Потерь со стороны истребителей сопровождения не было.
К маю 1945 года командир эскадрильи 69-го гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка 23-й гвардейской истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта гвардии майор Н.И. Прошенков совершил 375 успешных боевых вылетов, в 86 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы 4 самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Николаю Ивановичу Прошенкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6559).
После окончания Великой Отечественной войны Н.И. Прошенков продолжал служить в Военно-воздушных силах СССР. В 1952 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1960 года гвардии полковник Н.И. Прошенков – в запасе.
Жил в Киеве. Скончался 27 апреля 1963 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Сайт создан в системе uCoz